Материалы / 28.11.2011 / Украинский СПГ-терминал: прощупать почву в Босфоре

Украинский СПГ-терминал: прощупать почву в Босфоре Украинский СПГ-терминал: прощупать почву в Босфоре

Очевидно, узким местом – причем в прямом смысле этого слова – для проекта строительства украинского СПГ-терминала является пролив Босфор.

Ранее предполагалось, что СПГ для Украины будет поставляться из Азербайджана. Но, судя по всему, этот вариант отпал. Хотя бы потому, что у Азербайджана нет мощностей по сжижению, а проект строительства газопровода до побережья Грузии и сооружения там СПГ-завода выглядит чистой утопией. Таким образом, Украина, вероятно, планирует закупать газ у какого-то традиционного поставщика, например, Катара.

На днях в СМИ появились сообщения о том, что Украина проводит с Турцией консультации по техническим вопросам прохождения газовозов через Босфор к будущему СПГ-терминалу. «Босфор открыт для нас, согласно международной конвенции. Однако пролив очень перегружен, и ожидать, что танкер будет проходить, например, каждую пятницу, нельзя. Был случай, когда судна вообще ждали месяц, пока прекратится шторм в Черном море», - сказал посол Украины в Турции Сергей Корсунский.

На сайте Bosphorus Strait News можно видеть интерактивную карту, обновляющуюся каждые 100 секунд, на которой показаны суда, ожидающие прохода через пролив Босфор, и уже проходящие через него. При этом указаны типы судов: пассажирские, грузовые, танкеры, буксиры, яхты и катера. В октябре 2011 года среднее время ожидания в очереди на проход танкеров через Босфор возросло с двух до пяти дней. Удлинение очереди связано с запретом властей на движение по проливу в ночное время судов длиной более 200 метров с опасными грузами – к которым относится и СПГ.

Инциденты в проливе Босфор

В период с 1953 по 2002 годы в проливе произошло 461 ЧП. Более поздняя статистика не раскрывается. Большинство из инцидентов были столкновениями. В частности, имели место следующие ЧП с участием танкеров.

Так, 14 декабря 1960 танкер Petar Zoranic, шедший под югославским флагом, столкнулся с греческим судном World Harmony, что привело к многочисленным человеческим жертвам. После столкновения в воду попало 18 тыс тонн нефтепродуктов. После этого турецкое судно Tarsus столкнулось с пылающим судном Petar Zoranic и сгорело вместе с ним. Пожар продолжался несколько недель, лишив суда возможности пользоваться проливом.

15 сентября 1964 года норвежское судно Norborn наткнулось на обломки судна Petar Zoranić и загорелось. Это снова привело к разливу нефти.

1 марта 1966 года столкнулись два судна Черноморского пароходства – сухогруз «Красный Октябрь» и танкер «Луцк». Вылилось 1850 тонн нефти, которые вызвали пожар, который затронул также турецкой пассажирский паром.

15 ноября 1979 года румынский танкер Independenta столкнулся с греческим судном Evriali. Румынское судно взорвалось, 43 человека погибли, в пролив вылилось 95 тыс тонн нефти. Пожар продолжался несколько недель, блокируя пролив.

29 октября 1988 года мальтийское судно с аммиаком Blue Star задело турецкий танкер Gaziantep, который стоял на якоре. В море вылилась 1 тыс тонн аммиака.

25 марта 1990 года иракский танкер Jampur столкнулся с китайским судном Da Tung Shang. В море вылилось 2600 тонн нефти.

29 декабря 1999 года российский танкер Волгонефть-248 сель на мель с 4 тыс тонн мазута на борту, и разломился на две части, после чего в море попало 800 тонн нефтепродуктов. Очистка воды от нефти заняла порядка двух лет.

10 ноября 2003 года Грузинский сухогруз "Святой Пантелеймон" сел на мель в проливе Босфор, и развалился на две части. В море вылилось несколько тонн мазута.

Стамбульский канал

16 ноября 2011 года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал интервью, текст которого можно прочитать на официальном сайте Стамбульского канала. В частности, г-н Эрдоган сообщил, что канал будет глубиной 25 метров и шириной 140-150 метров. Изыскательские работы будут продолжаться в течение двух лет, а строительство планируется завершить к 2023 году. Стоимость проекта оценивается в 10 млрд долл. География Стамбула из-за проекта изменится, город станет островом. Извлеченная в ходе строительства почва будет использована для строительства крупного аэропорта и морского порта. Часть грунта отправится в шахты.

ТЭО украинского СПГ-терминала

В сентябре, напомню, испанская компания Socoin выиграла тендер на разработку ТЭО строительства в Украине морского терминала по приемке сжиженного природного газа. В конкурсе на право выполнить ТЭО участвовали датская компания Ramboll Oil&Gas, испанские Foster Wheeler Iberia, Socoin и Sener, а также итальянская Technique Italy.

Предварительный проект строительства предусматривает до 2014 года поставку первых партий СПГ в объеме 2 млрд куб м газа в год, до 2015 года - доведение этих объемов до 5 млрд куб м газа. До 2017 года планируется увеличить производительность терминала до 10 млрд куб м природного газа в год. Стоимость проекта оценивается в сумму от 750 млн долл до 1 млрд долл.

Что касается инвесторов, то в начале октября 2011 года премьер-министр Украины Николай Азаров в ходе встречи с главой парламента Австрии пытался заинтересовать проектом австрийские компании, а в конце октября 2011 года то же самое президент Украины Виктор Янукович предлагал бразильским бизнесменам.

 

Материалы по теме:

Туманные перспективы СПГ-терминала Украины


Тэги:СПГУкраина 

Рейтинги

Первая десятка: США, Россия, Иран, Катар, Канада, Китай, Норвегия, Саудовская Аравия, Алжир, а также Индонезия.
Читать дальше




Календарь

27-27 мая 2016 года
Российский рынок газа. Биржевая торговля
Санкт-Петербург, "Кемпински Мойка 22"

Биржевая торговля газом способна стать эффективным инструментом совершенствования системы газоснабжения в России.
Подробности

Блоги

Развесистая арктическая клюква

ЖЖ Konfuzij
Развесистая арктическая клюква

Переговоры BP и Роснефти с AAR по разрешению конфликта прекращены. По финансовым и другим параметрам стороны договориться не смогли.
Читать полностью

ГКМ

Газоконденсатное месторождение Фороз

Газоконденсатное месторождение Фороз расположено в 30 км к юго-востоку от иранского острова Киш.
Читать дальше

Авторский блок

А. Паранук
Адсорбенты цеолиты и их применение в промышленности

В данной статье приводиться применение адсорбентов цеолитов в газовой промышленности, выделены их преимущества и недостатки перед другими адсорбентами
Читать дальше

Пресс-релизы

«ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз» совместно разведают недра Казахстана
Компании «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз» совместно оценят углеводородный потенциал некоторых участков на территории Республики Казахстан.
Читать дальше

 

начало | телетайп | материалы | рейтинги | контакты

©  «Компания ИНТАРИ - сбор, анализ и хранение данных о трубопроводах», 2009 - 2017